Слово "карма" пришло в тибетский язык из санскрита как буддийский термин. Вопреки распространенным мнениям, карма не является чем-то вроде судьбы или злого рока. Карма - это лишь действие и его результат.
В более узком смысле карма означает "деятельность Будды" - такую деятельность, которая является полностью завершенной и самодостаточной. Естественно, такие действия неотделимы от совершающего их и являются выражением полной открытости, всеохватывающего осознания, сострадания, любящей доброты, мудрости и неистощимой энергии. Именно такую деятельность и олицетворяет Его Святейшество Гьялва Кармапа, патриарх школы Карма-Кагью тибетского Буддизма Ваджраяны. Его ум (а буддисты не признают вечной и неизменной души) воплощается на Земле под этим именем уже в семнадцатый раз. Вот все эти семнадцать воплощений:
1. Дюсум Кхьенпа, (1110-1193), Кармапа I, ученик Гампопы.
2. Карма Пакши (1204-1283), Кармапа II, первым из Кармап совершал путешествие в Китай, некоторое время пробыл во дворце Хубилая (Марко Поло, описывая свое пребывание при дворе Хубилая, упоминает о "волшебниках", также бывших там; по всей видимости, речь идет о ламах школ Сакья и Кагью).
3. Рангджунг Дордже (1284-1339), Кармапа III.
4. Ролпе Дордже (1340-1383), Кармапа IV. Среди его учеников был сам Чже Цзонкапа, основатель школы Гелуг.
5. Дешин Шегпа (1384-1415), Кармапа V. Китайский император Тай Мин Чен (династия Мин), будучи сам учеником Кармапы и великим бодхисаттвой, подарил ему Черную Корону, ставшую символом Кармап.
6. Тонгва Тонден (1416-1453), Кармапа VI.
7. Чодраг Гьятсо (1454-1506), Кармапа VII.
8. Микьо Дордже (1507-1554), Кармапа VIII.
9. Вангчук Дордже (1556-1603), Кармапа IX.
10. Чоинг Дордже (1604-1674), Кармапа X.
11. Еше Дордже (1676-1702), Кармапа XI.
12. Джангчуп Дордже (1703-1732), Кармапа XII.
13. Дудул Дордже (1733-1797), Кармапа XIII.
14. Тхегчок Дордже (1798-1868), Кармапа XIV.
15. Кхакхьяп Дордже (1871- 1922), Кармапа XV.
17. Ургьен Тинлей Дордже (р. 1985), Кармапа XVII.
Поиски Семнадцатого перерождения Гьялва Кармапы сильно осложнялись политическим
положением в Тибете, занятом китайскими войсками. Также сказывались то, что не сразу
удалось обнаружить завещание Кармапы XVI о его следующем воплощении и гибель в
автокатастрофе одного из четырех регентов Кармапы, Джамгона Конгтрула III.
Только в 1991 году удалось найти в Тибете Ургьена Тинлея Дордже.
Политическая обстановка в 90-е годы в Тибете была неоднозначной - периоды
либерального отношения властей КНР к тибетской культуре и религии сменялись ужесточением
их политики в этом вопросе. Тем не менее, Кармапа в своем Семнадцатом воплощении
вернулся в Цурпху, резиденцию Кармап с XII века. При большом стечении народа была
проведена церемония его первичного рукоположения (Об этих событиях снят документальный фильм
"Возвращение 17-го Кармапы в Цурпху").
Мальчик-тулку проходил обучение различным дисциплинам. Впрочем, для тулку, как заметил
по этому поводу лама Анагарика Говинда (Э.Л.Гоффман), обучение представляет собой скорее
вспоминание уже известного, а их необычные способности проявляются зачастую уже в детстве.
И Ургьен Тинлей Дордже, Гьялва Кармапа XVII, здесь не был исключением. В частности, он
с самых ранних лет выглядел гораздо старше своих сверстников
(что, впрочем, не мешало проявлениям чисто детской непосредственности).
Его воспитанием занимались опытные наставники, как жившие в
Тибете, так и приезжавшие с разрешения китайского правительства ламы-эмигранты, в том числе
Тай Ситупа XII - основной регент и учитель.
Однако к концу 90-х годов политическая ситуация вновь осложнилась, и Тай Ситупе
перестали предоставлять визу для поездки в Тибет. Одновременно с этим на Кармапу оказывалось
давление со стороны властей КНР с целью использовать его в своих интересах. В конце концов
положение стало просто невыносимым. И в канун нового, 2000 года по западному летоисчислению
четырнадцатилетний тулку принял серьезнейшее решение - бежать за границу, в Индию.
За несколько дней Кармапа преодолел расстояние в несколько сот километров в окружении
преданных людей, продвигаясь в Гималаях по горным дорогам и тропам то на автотранспорте,
то пешком, повторив переход 1959 года Далай-Ламы и около ста тысяч тибетцев.
Это событие стало одной из главных мировых сенсаций начала 2000 года, вызвав сильный
международный резонанс. Увы, в нашем несовершенном мире вопросы религии часто
зависят от политики...
Тибетская диаспора, Далай-Лама XIV и, конечно же, ламы Кагьюпы, в том числе
Тай Ситупа и Гьялцаб Ринпоче, радушно встретили Кармапу. К сожалению,
для последователей Карма-Кагью в Тибете Кармапа теперь недоступен, но зато практикующие
из диаспоры и остального мира теперь смогут получать больше внимания с его стороны.
Email: samyedzong@mtu-net.ru
© Кагью Самье Дзонг (Москва)