(история и основы практики):
Из истории:Большинство школ традиции Кагью, в том числе и наиболее сильная из них, Карма-Кагью, ведут свое начало от индийского махасиддха (буддийского йогина, просветленного мастера ваджраяны) Тилопы (988-1069 гг). Он обрел просветление в результате ретрита (затворного периода медитации), посвященного верховному Будде Ваджрадхаре, поэтому считается, что Тилопа получил передачу от Ваджрадхары. Кроме того, это означает, что все буддийские учения не просто даны конкретными людьми, а являются выражением просветленной непоколебимости, олицетворяемой Ваджрадхарой. (Некоторые другие ответвления традиции Кагью ведут свою линию от другого мастера - Кхьюнгпо Налжорпы).
Главным учеником Тилопы был Наропа (1016-1100 гг), также индиец. Блестящий ученый (а по одной из версий, он был даже ректором одного из двух крупнейших буддийских университетов - в Наланде), он однажды осознал бессмысленность одних лишь книжных знаний, оторванных от практики. Прослышав о великом буддийском йогине Тилопе, Наропа отправился на его поиски. Найдя учителя, Наропа долгое время подвергался суровым испытаниям и, наконец, получил от Тилопы передачу практических знаний, центральное место среди которых занимало учение о Махамудре.
От Наропы передачу получил уже Марпа-Переводчик (1012-1079 гг), первый тибетец в линии. Он был ламой, но женатым человеком, добившимся многого своим трудом и в повседневной жизни. Марпа являл собой пример человека, преодолевшего дуализм между мирским и религиозным. Предприняв несколько путешествий в Индию за новыми буддийскими текстами, еще не известными в Тибете, Марпа стал учеником Наропы и великим мастером Ваджраяны. Известен он также своими переводами писаний с санскрита на тибетский язык.
Главным учеником Марпы был легендарный йогин и поэт Миларепа (1052-1135 гг). Из чувства долга он в молодости участвовал в кровной вражде, погубив немало людей при помощи черной магии. Глубоко раскаявшись, Миларепа посвятил всю свою оставшуюся жизнь Дхарме и стал учеником Марпы. Учитель вначале долго и жестко, даже подчас жестоко испытывал решимость Миларепы, помогая ему при этом очиститься от дурной кармы и избавиться от стереотипов и ожиданий относительно Дхармы, и только после этого он начал его обучать.
Миларепа долгое время медитировал в горных пещерах и достиг полной реализации. Он почитаем не только за это, но и за свои «Сто тысяч песен», в которых раскрылся его поэтический дар.
В свою очередь, главным учеником Миларепы был Дже Гампопа (1079-1153 гг), который был известнен также как искусный врач и писатель. Он заложил основы монашеской традиции в школе Кагью (или Кагьюпа).
А главным учеником Гампопы был Дюсум Кхьенпа, первый Гьялва Кармапа (1110-1193 гг). Линия тулку (сознательно перевоплощающихся йогинов) Кармап стала стержнем традиции Карма-Кагью. В ней насчитывается немало других тулку, но каждый новый Гьялва Кармапа является главой линии.
В 1959 году в войска Китайской Народной Республики вторглись на территорию Тибета, и многие тибетцы, в том числе и немало лам линии Карма-Кагью, подвергнулись репрессиям или были вынуждены бежать в Северную Индию, Непал и Сикким. С тех пор часть их осела там, другие живут и преподает Дхарму на Западе, некоторые находятся в Тибете. Все они используют любые возможности для продолжения традиции. Так, на рубеже 1999 и 2000 годов нынешнему, Семнадцатому Кармапе Ургьену Тинлею Дордже в силу больших препятствий, чинимых ему властями КНР, пришлось совершить побег в Северную Индию, где он продолжает свою деятельность.
Школа (линия) Кагью тибетского Буддизма Ваджраяны славится своим практическим подходом к Дхарме и часто зовется Линией Практики. Но все ее методы, как и методы других буддийских школ, имеют под собой, в конечном итоге, общую основу.
Вообще, буддийский путь включает в себя три элемента: соблюдение заповедей, практику медитации и достижение мудрости. Эти три элемента взаимосвязаны. Так, при аморальном поведении медитация вряд ли будет успешной. И наоборот: без осознанности, вырабатываемой во время практики, запросто можно не замечать нарушения нами заповедей - в частности, можно скатиться к чисто формальному их соблюдению (пусть даже и ревностному), а тем временем доставлять страдания как окружающим, так и самому себе, просто не замечая этого. А уж мудрость тем более не появится без нравственной чистоты и медитативной практики осознанности.
Также основой всего Буддизма являются Четыре Благородные Истины - Истина о страдании, Истина о происхождении страдания, Истина о прекращении страдания и Истина о Пути к прекащению страдания. Признав, что все мы страдаем, мы приходим к пониманию, что виной этого страдания являются наши устоявшиеся мнения о том, каким все должно быть. Но Будда показывает нам, что из этой ситуации существует выход и что он состоит в пути осознанности - как тренируемой во время формальной практики, так и вносимой затем в повседневную жизнь. И мы начинаем идти по этому пути, пути Пробуждения, или Просветления, сами.
В Северном Буддизме, или Буддизме Махаяны, вводится также идея Боддхисаттвы - практикующего, отказавшегося от собственного просветления и работающего на благо всех живых существ. Практикующий Махаяну стремится постичь неделимость Пустоты (Шуньяты) и сострадания.
Наконец, в Буддизме Ваджраяны к сказанному выше добавляется понятие о тождестве сансары и нирваны. Это означает, что на при достижении высокого уровня практикующий становится способен видеть и в негативных явлениях позитивное начало и преобразовывать их в нечто положительное.
В целом можно сказать, что цель буддийских практик - вовсе не ввести ум в какое-то неестественное трансовое состояние, а наоборот - сделать его широко осознающим, ясным, полностью присутствующим и способным точно и с состраданием отвечать на любые возникающие обстоятельства.
В нашей школе применяются самые разные методы. Какие-то из них очень просты (например, осознавание дыхания), какие-то - наоборот, сложны (точнее, сложны для неразвитого понимания) и относятся к высоким уровням постижения.
Вообще, в традиции Кагью существуют два широких подхода к духовному развитию. Первый - Путь Освобождения, включающий относительно простые (но не всегда легкие !) методы медитации (как правило, относящиеся к Махамудре), ведущие к прямому постижению истинной природы ума. Второй - Путь Средств с весьма специализированными методами Ваджраяны, среди которых особое место занимают Шесть Йог Наропы.
Но начинается практика, конечно же, с простых методов, тем более что и они могут быть очень глубокими. Но в любом случае практиковать надо под руководством учителя, а не по книгам - никакая книга не объяснит того, что сможет объяснить живой человек, даже о простейших медитационных методах. Если же браться без личных наставлений со стороны учителя (или под "руководством" самозванных "учителей") за сложные практики, то результат может быть и вовсе плачевным.
Какую бы практику ни выполнял ученик, он должен иметь в виду, что целью Буддизма является развитие осознанности, любви и сострадания.
Email: samyedzong@mtu-net.ru
© Кагью Самье Дзонг (Москва)